Выбирая подкласс на 9 уровне задумайтесь, точно ли этот класс подходит вам? Вы не сможете сменить подкласс после того, как примете решение. Почему мне стоит выбрать Целителя, этот класс мне точно подходит? * Целители обладают наиболее высокой выживаемостью в игре, как в ПвП, так и в ПвЕ. Мы можем не только хилить, мы можем еще и постоять за себя, в этом нам поможет наша защита и Кольчуга. Когда приходится бороться с несколькими врагами нас выручает рут, умение кайтить поможет нам соло убивать элитных мобов.
* ДпС Целителя не очень высокий (разве что вы решите вставлять камни на Чары). Но если вы собираетесь много играть в группе, качаться соло на элите, соло ПвП и соло проходить инстансы - проточка на Чары не лучший вариант. Большинство опытных Целителей точится на НР, но всё зависит от стиля игры. (Прим. - Бытует мнение, что у Целителя, даже проточенного на НР, ДпС выше Чародея, выбравшего саппорт ветку стигм)
* Когда вы в группе - ваша основная задача - хил. Некоторым это может показаться скучным. Конечно, вы можете кидать ДоТы и призывать саммона, но главное о чем вы должны думать - это НР ваших сопартийцев.
Если вам нравится такой стиль игры - Целитель для вас. Если вы еще сомневаетесь, попробуйте поиграть Чародеем или поиграйте обоими классами и сравните их.
Если вы знаете как следить за НР группы и как спасать жизни - вы выбрали нужный класс.Конечно, от хорошего Целителя будут требовать гораздо большего, но если вы умеете хилить - у вас есть потенциал.
Чего мне ожидать от класса?
Очень часто вы будете играть в группе. В отличие от дпс классов группу найти будет несложно, но на вас будет лежать самая большая ответственность - выживаемость группы зависит от вас. Прокачка соло достаточно простая, может даже проще, чем у дпс классов. Вы можете хилиться и восстанавливать МР с помощью скиллов/банок, не забывайте о скилле Отрешенность (penance), если у вас заканчивается мана. Может ваш дпс и низкий, но со скиллами восстановления жизни/маны мы гораздо меньше времени тратим на реген.
2)
Какие хилы мне использовать?
Иногда сложно предугадать какой хил лучше в определенной ситуации из-за времени перезарядки. Если Танка бьют очень сильно, весьма рискованно кастовать Чудесное исцеление (radiant cure) из-за долгого времени каста, лучше сначала восстановить некоторое количество НР скиллами Исцеляющий свет (Healing Light) или Свет восстановления (light of recovery).
Будьте осторожны с Чудесным исцелением, у него долгий откат (6 секунд), в некоторых ситуациях это может очень навредить.
Список базовых хилов, которые есть у Целителя и их полезность:
Исцеляющий свет (Healing Light):
Восстанавливает 93 НР целей в радиусе 23 м (хил, который мы получаем при первом входе в игру).
Это самый базовый хил, имеющий 2 секунды каста. Наверное самый частоиспользуемый скилл в арсенале Целителя (наравне с Возмездием земли). Используйте если цель получает не много урона или Чудесное исцеление в откате. Также этот хил полезен, если у вас нет времени кастовать Чудесное исцеление. Это самый дешевый по МР хил, но не самый мощный. В сравнении с другими хилами, он восстанавливает меньше всего НР за секунду.
Чудесное исцеление (Radiant Cure):
Восстанавливает 925 НР целей в радиусе 23 м (I уровень).
У этого хила время каста 3 секунды, он очень медленный, но количество восстанавливаемого НР огромно! Если танк может выдержать удары мобов 3 секунды, пока вы кастуете хил - используйте это заклинание. А вот лайт классам зачастую этот хил восстанавливает больше НР, чем у них есть.
Свет регенерации (Light of rejuvination):
Восстанавливает 14 HP цели с интервалом в 2 сек. Время действия: 30 сек. Радиус действия: 23 м.(I уровень)
Несмотря на маленькие цифры, ХоТ отличный скилл. Он стоит очень мало маны и желательно чтобы он был на танке или персонаже, которого бьют, всегда (особенно мне нравится кидать его на магов-скаутов на средних уровнях). Он также поглащает урон ДоТов, но ДоТы несложно снять скиллом.
Если в вашей пати есть Чародей равного с вами уровня, ХоТ - его забота, вплоть до 50 уровня его ХоТы восстанавливают больше НР.
Свет восстановления (Light of recovery):
Восстанавливает 711 НР цели в радиусе 23 м.(I уровень)
Скорость каста скилла всего 1 секунда, это большой плюс, но минус - откат целых 2 секунды. Лучший хил для восстановления небольшого количества НР одной цели, но спамить его не получится. В идеале, если нужно быстро восстановить много НР, можно использовать последовательно Исцеляющий свет и Свет восстановления, и Чудесное исцеление, если необходимо и есть время.
Исцеляющий ветер (Healing wind):
Если ваш танк может потерпеть без хила, а вашей группе нанесли АоЕ урон, используйте этот скилл. Но это очень дорогой хил и если нужно отхилить только парочку членов пати, лучше используйте одиночный хил.
Мерцание восстановления (Flash of recovery):
Восстанавливает 1194 НР цели в радиусе 23 м. Кастуется моментально (I уровень)
Да, это не базовый хил, это стигма. Но скилл настолько хорош, что его стоит упомянуть. Это самая главная стигма в вашем арсенале. Используйте его, когда жизнь танка в опасности. Но будьте осторожны, не забывайте о 30-секундном откате.
Кого лечить первым? -_- АоЕ...
Предположим, что всей вашей группе нанесли урон. Моб только что использовал АоЕ скилл и снял вашему танку 50% НР, ДД от 25% до 75%. Теперь предположим, что вы начали кастовать АоЕ хил, но вдруг мобу захотелось переключиться на мага. Может Спокойствие (tranquility) поможет в этой ситуации, но хил важнее. Кого похилить первым, танка с 50% НР или хилого Волшебника? В этом случае хильте ДД, им наносится больше урона, чем Танку. Защита Танка гораздо выше, чем ДД, скиллы на щит/парирование уменьшают получаемый урон, выживаемость танка выше, чем у других классов. Зачастую, если моб любит срываться с танка или использовать АоЕ, я берегу скиллы с коротким кастом (флешка и Свет восстановления) для Магов и Скаутов.
Не забывайте следить за тем, кого бьют в данный момент. У персонажей, которые носят латы выживаемость гораздо выше, чем у магов, а у Магов есть контроли, которые могут спасти их жизнь (а заодно и жизнь пати). Главное - будьте готовы к любому повороту событий.
Какие стигмы наиболее эффективны в пати?
Мерцание восстановления (Flash of recovery):
Восстанавливает 1194 НР цели в радиусе 23 м. Кастуется моментально (I уровень)
Этот скилл вы должны иметь ОБЯЗАТЕЛЬНО. Он может спасти ваших сопартийцев, если танк проседает по НР или на ДД сагрились мобы. Но не забывайте о 30 секундном откате. Используйте его только в "обожемывсеумрем" ситуациях.
Блик (Blinding light):
Ослепляет цель.
Враг просто не попадет по вам. Многие считают, что это ПвП скилл, но это не совсем так. Скилл помагает вывести из боя моба на целых 20 секунд. Очень полезен если, например, контроль мага не прошел или сагрилось слишком много мобов, помогает если Целителю приходится танковать. Скилл может спасти вас от вайпа, а значит и сэкономить всем немного денег.
Молитва скорости (Sages Wisdom):
Уменьшает время произнесения заклинаний на 50%. Время действия: 10 сек.
Еще один скилл, который может спасти вас и вашу пати, если сагрилось сразу много мобов. Но не забывайте, что сам скилл кастуется 1 секунду.
Сияние восстановления (Splendor Of recovery):
Восстанавливает 2041 HP персонажа и членов группы. Радиус действия: 25 м
Если вам нужно выбирать между Молитвой скорости и этой стигмой, лучше берите масс хил. Несмотря на долгий откат, это еще один скилл, который может спасти жизнь всей группы особенно в инстансах, где АоЕ урон - обычное дело.
Как предугадать урон.
Спамить хил, конечно, легко и всё такое, и может с такой тактикой даже никто в пати не умрет, но мана у вас закончится очень быстро. Умение предугадать, когда пати будет нанесен урон - вот чем отличается хороший Целитель от посредственного. На самом деле научиться этому не так уж сложно, главное - тренировки.
* Танку всегда будет наноситься больше урона в начале боя. Это, в принципе, абсолютно логично, ведь 3 моба бьют сильнее, чем 2. Поэтому совсем не обязательно хранить свои экстренные хилы до момента, когда на танке не останется 1 моб, использование сильных хилов вполне оправданно вначале.
* У многих дитсанционных и даже мили мобов есть время каста скиллов и полоска, на которой пишется название скилла. Обращайте на это внимание, так вы сможете знать, будет ли урон большим еще ДО того, как каст закончися.
* У Исцеляющего ветра (нашего уникального АоЕ хила) каст весьма долгий, потому если вы научитесь предугадывать АоЕ урон, отхилить своих сопартийцев будет гораздо проще. У многих мобов есть даже АоЕ сайленс и страх, а персонаж в страхе может привести еще парочку лишних мобов. В принципе, запомнить типы мобов и их скиллы/дебаффы не так уж сложно, зачастую названия скиллов мобов одинаковые.
* Моб в контроле (слип, дерево, рут и т.д.) набирает очень большое количество агро. Если рядом с вами стоит заслипаный моб, проснувшись он тут же сагрится на вас из-за того, что хил генерирует огромное количество агра. Не забывайте об этом. Как только моб сагрится на вас, используйте Спокойствие (Tranquility), если Танк не может снять с вас моба.
Мана менеджемент в группе - ХоТы и ПОТы
Во-первых, не забывайте, что Восстановление МП и банки МП не стакаются. Во-вторых, когда начинаете проседать по МП, не забывайте об Отрешенности (Penance), лучше всего используйте его с помощью макроса:
/Skill Light of Rejuvenation "Rank"
/Delay 1
/Skill Penance "Rank"
/Delay 1
/Skill Toggle Rest
(к сожалению, не имею понятия, как он должен выглядеть на русском языке, всегда выполняю эти действия ручками)
Не забывайте всегда иметь запас МП на случай неприятных ситуаций. Например, бывают ситуации, когда у вас почти нет МР и на вас срываются несколько мобов, урон которых вы отхилить не можете. Вам придется выбирать, использовать банку на МР и умереть или использовать банку на НР и, опять же, умереть из-за того, что хилить вы не сможете.
Не сидите на регене в пати постоянно, так вы очень сильно замедлите кач/прохождение квестов-инстансов. К сожалению, МР у Целителя расходуется очень быстро, и иногда приходится тратить от 200 до 500 банок на ману за вечер. Будьте готовы к этому.
4)
Управление уровнем враждебности моба.
Враждебность (Enmity) или агро - один из злейших врагов Целителя в групповом ПвЕ. В Аионе хил генерирует огромное количество агрессии, поэтому Целителю всегда нужно быть начеку - следить за лишними мобами и за тем, что они кастуют. Иногда приходится играть в пати без контролера, поэтому несколько советов буду не лишними.
* Всегда перед тем, как Танк сагрит моба, бросайте на него ХоТ. Не начинайте хилить танка сразу после того, как он сагрит моба, пусть он наберет немного агра. Кастуйте хил через пару секунд. Старайтесь не перехиливать (хотя мне кажется, что overheal'а в Аионе как такового нет) и не спамьте хил, если в этом нет необходимости - так вы сэкономите МР и нервы танку, которому не придется каждый раз снимать с вас моба.
* Если в бою агрятся лишние мобы, дайте танку сначала сагрить их, и только затем продолжать хилить (если это возможно, конечно). Иначе мобы предпочтут сагрится на ваши потрясающие хилы, а не на скучные агро-скиллы танка. Если прекратить хилить вы не можете, не забывайте о скилле Спокойствие. Если в пати есть ДД со скиллами контроля, можете также положиться на них.
* К сожалению, в этой игре есть вещь, которая называется "Социальная Враждебность". Это значит, что на вас может сагрится любой пробегающий мимо моб, даже если моба атакуют другие игроки. Из-за этого могут быть большие проблемы. Есть много людей, предпочитающих качаться на элитке соло, и если ваша пати рядом с ними и вы хилите танка под мобами, весьма вероятно, что моб переагрится на вашу пати. Единственное что можно здесь посоветовать - пытайтесь держаться от таких соло игроков подальше.
Если вам попался хороший танк, возможно вам даже не прийдется танковать, но будьте готовы к любой ситуации. Хороший танк умеет расставлять маркеры над мобами, вы в свою очередь не забывайте следить за вторым мобом, очень высока вероятность того, что он сагрится на ваш хил. Всегда будьте готовы использовать Спокойствие, если моб сорвался с Танка. Но будьте аккуратны, если вы зазеваетесь и используете скилл на моба, который снова переключился на танка, вы можете ослабить уровень враждебности моба к танку.
Но что делать, если моб всё равно висит на вас? Используйте рут, Блик и ждите, пока контролеры спасут вас, или танк не сагрит моба на себя.
5)
Танкование Целителем.
Не самое приятное занятие, но иногда от этого просто никуда не деться. Хотя броня и скиллы Целителя позволяют выжить в таких ситуациях, это может быть опасно по нескольким причинам.
1. Почти все ваши хилы (за исключением флешки и ДП скиллов) могут быть сбиты при атаке. Концентрация очень сильно помогает в таких ситуациях. Поэтому очень важно иметь как можно больше концентрации в броне и аксессуарах. Но даже если у вас достаточно концентрации, на вас могут повесить сайленс, могут застанить, а 2-4 секунды без хила могут оказаться критичными. Если вам всё таки пришлось танковать, держите Зелье исцеления наготове. И запомните, концентрации, физической защиты и количества НР никогда не бывает слишком много.
2. Еще одна проблема - вам придется лечить не только себя, но еще и Танка, а иногда и сопартийцев. А урон от мобов бывает очень высоким.
3. Несмотря на то, что у Целителя высокая защита, у него нет активных скиллов на защиту. У Стражей есть бафф, увеличивающий количество НР, и пассивные скиллы на защиту. И даже несмотря на популярную проточку на НР, Целителю вряд ли удастся достичь такого уровня защиты, как у настойщих танков.
4. И последнее, несмотря на высокий уровень агра по отношению к хилеру, ДпС классы иногда срывают мобов на себя. Скажем, танк умер, в пати нет Глада, который мог бы сагрить мобов на себя, глупые ДД не ресают Танка, а решили добить мобов. Из-за того, что вам приходится держать мобов на себе одним только хилом, дамагерам придется использововать только слабые скиллы, чтобы не переагрить мобов на себя.
Иногда от танкования просто никуда не деться, а в дуо каче на элитке таноквать может быть даже весело. У Целителя в запасе есть несколько отличных скиллов, которые могут помочь.
Скиллы:
Исцеляющий барьер (Blessed Shield):
Защитный барьер, с вероятностью 100% поглощающий до 927 ед. урона. Время действия: 20 сек. Во время действия барьера эффективность всех восстанавливающих умений увеличивается на 256%. (Максимум поглощаемого урона - 927).
Вы получаете этот скилл на 40 уровне, к сожалению до 40 вам придется обходится без него. Скилл очень удобно использовать в сочетании с ХоТом - щит удваивает эффект лечения. Поэтому пока висит щит, ХоТ тикает не по 60, а по 120 единиц. Даже несмотря на то, что щит исчезает после того, как поглотит весь урон, вы можете успеть кинуть хот и какой-нибудь быстрый хил пока он активен.
Блик (Blinding Light):
Ослепляет цель. Время действия: 20 сек. Требуется стигма.
Отличный скилл, практически полностью выводит из строя моба на 20 секунд. За это время ДД могут успеть убить моба или танк может снять его с вас. Некое подобие контроля.
Молитва концентрации (Prayer of focus):
Концентрация +500. Время действия: 10 сек.
Этот скилл дают Целителю на 37 уровне. Если у вас не очень много концентрации и вам сбивают касты, этот скилл может спасти вас (не забывайте, что он кастуется секунду).
Молитва скорости I (Sage's Wisdom):
Уменьшает время произнесения заклинаний на 50%. Время действия: 10 сек.
Когда вам и танку наносят много урона, очень полезно хилить быстро.
Еще несколько советов:
* Пытайтесь держаться ближе к пати. Может это звучить глупо, зато весьма полезно. Во-первых, дамагеры используют АоЕ скиллы, и если лишние сагрившиеся мобы попадут под них, естественно их убьют быстрее. Во-вторых, танку будет легче переагрить моба, если он сорвется на вас. И последнее. Если вы будете держаться в сторонке - можете сагрить лишних мобов.
* Не атакуйте мобов, если вам приходится танковать. На это уходит очень много маны, расходуйте ее только на хил. И не забывайте о банках на МР.
* Кайтить опасно, но тут уже лучше ориентироваться по ситуации. Если вы можете себе это позволить, кайт уменьшит урон по вам. Но будьте аккуратны, чтобы не зацепить лишних мобов.
И последнее, если в группе есть Гладиатор, пусть основному танку помогает танковать он, а не вы. Они держат мобов лучше, они защищены лучше, они могут значительно облегчить жизнь группы.
6)
Лечение и ДпС
Иногда (особенно на низких уровнях) лечение может быть скучным и появляется желание побить мобов наравне с ДД. Нужно признаться, я всегда кидаю доты, вызываю пета и т.д., если танка бьют не особо сильно. Думаю, ничего плохого в этом нет, дпс у Целителя не на столько низкий, чтобы быть совсем незаметным. Но всё таки есть несколько правил:
* Это должно быть понятно всем, но всё же - не стОит пытаться строить из себя ДД, если Танка нужно постоянно хилить и на нем висит несколько мобов.
* Не тратьте всю ману на ДпС, она понадобится вам в критических ситуациях.
* Когда атакуете моба не забывайте, что у Возмездия земли каст 2 секунды. Лучше используйте только моментальные скиллы и доты. Не забывайте, что даже у моментальных скиллов долгая анимация.
* Не сбивайте контроли атаками и бейте только того моба, которого бьют все. ДоТы генерируют большое количество агрессии, если вы еще и хилите, моба снять с вас будет очень трудно.
Какой тип брони мне одевать? Одежда, Кожа, Кольчуга?!?
Не имеет значения какого вы уровня, одевайте Кольчугу как только получите возможность носить ее.
В кольчуге зачастую больше +НР, больше +Концентрации и Физ.Защиты, чем в Робе. Разница в Физ.Защите огромная, хотя зачастую в Робе выше Маг.Защита. Но если вы сможете увеличить свою Маг.Защиту камнями, то Физ.Защита зависит только от брони и баффов. Физ.Защита очень важна и в ПвП, и в ПвЕ, вы поймете это, когда попадете в высокоуровневые инстансы (например, Корабль "Стальной плавник"). Целителю практически всегда приходится танковать, потому что хил генерирует огромное количество агрессии (даже с пассивкой на уменьшение враждебности (Enmity)). Выживете вы или нет напрямую зависит от количества вашей защиты.
Опять же, наглым образом признаюсь: От меня только раскраска, сам текст бессовестно стырен с forum.aion.ru